Действие происходит в конце 1920-х годов на Соловецких островах. Один из заключенных советского Соловецкого лагеря особого назначения, убийца своего отца Артем Горяинов, влюбляется в чекистку Галину, сожительницу начальника лагеря, и она отвечает ему взаимностью.
Этот герой в романе и фильме необходим: Артем, как шило, пронзает все сословия. Он всех слушает, но ни с кем не соглашается. Даже в потрясающей сцене общей исповеди на Секирке, когда все, сидящие там, думают, что их ждет общий расстрел, Артем не участвует. Он с Богом на "ты". Он предъявляет ему свои права, и в его словах есть своя правда. Вообще Артем (его роль прекрасно исполнил Евгений Ткачук), как и Галина (актриса Александра Ребенок), - открытия этого сериала, самые сильные персонажи и в романе, и в фильме. Увы, мало съемочного пространства досталось Эйхманису (Сергей Безруков). Он и в романе как-то быстро "сдулся" и исчез со сцены, хотя, мне кажется, он задумывался автором романа как центральный персонаж.
![](https://static.tildacdn.com/tild6566-3734-4032-b865-373338663363/J92B4181.jpg)
Но это мелочи. Александр Велединский снял мощный сериал по действительно талантливому роману. Хотя уже, как положено, появились отрицательные рецензии. Так Анастасия Миронова в "Газете. Ru" пишет: "Обитель" - пример редчайшей неуместности. Большая серьезная книга, которая вышла в крайне неудачный для нее период. Едва ее успели заслуженно похвалить, как бы намекнув автору, что он еще может быть принят в круги либеральной интеллигенции, как Захар Прилепин отметился в Донбассе и был подвергнут остракизму. Увы, вместе с книгой". Позвольте, но при чем здесь Донбасс? Мы книгу и фильм обсуждаем или политическую позицию Прилепина?
Куда более существенно замечание журналиста "МК": "Возможно, главной проблемой при экранизации романа Захара Прилепина о соловецком лагере была необходимость пренебречь важным принципом построения сюжета типичного российского сериала. В подавляющем большинстве случаев герои местных исторических проектов делятся на хороших и плохих. В лучшем случае на более-менее хороших и не окончательно плохих. В "Обители" нет ни хороших, ни плохих, потому что все герои, придуманные Прилепиным, пытаются выжить в условиях жутковатого эксперимента над личностью человека, и в этой ситуации инстинкты часто важнее разума". Но проблема в том, что герои Прилепина отнюдь "не придуманные". Так и было на самом деле. И белогвардейцы в лагере верховодили, и священники жили на особом положении, и поэты были, и свой театр, и газета, и даже журнал.
![](https://static.tildacdn.com/tild3939-3162-4132-b231-313832353730/J92B3994.jpg)
Главная проблема Соловков, как мне рассказывал местный художник, была в том, что остров хотя и большой, а архипелаг огромный, но монастырь-то маленький. В 30-е годы всерьез возникла проблема перенаселенности, и тогда заключенных стали расстреливать сотнями, получая на это "визу" из Москвы. Это не значит, что в 20-е годы соловецкий лагерь был раем. Собственно, и Прилепин, и Велединский и показывают, что он был адом, но "особого назначения". Там всерьез ставился эксперимент по "перековке" людей.
Но люди не идиоты. Они не желали перековываться и выживали в лагере, как могли. Священники - по-своему, белогвардейцы - по-своему, уголовники - по-своему. Только Артем не принимает правил лагерной "игры". Именно поэтому он и Галина - единственные герои романа и фильма. Они восстают против своей судьбы и гибнут в конце.
Сцена, где Артем, понимая, что Галина будет десятой, то есть ее расстреляют, меняется местами с другим заключенным, чтобы быть расстрелянным со своей любимой, - самая сентиментальная, но и самая сильная в фильме после сцены общей исповеди на Секирке.
Еще из отзывов на сериал в соцсетях:
"Актеры играли отлично, не к чему придраться. Это: Евгений Ткачук, Сергей Безруков, Александра Ребенок, Виктор Раков, Игорь Черневич, Виктор Добронравов, Владимир Стеклов и др."
Запомнившиеся выражения: мужчина, не способный на подлость или убийства, выглядит скучно; хотите выжить - растворитесь в общей массе; они грешат, а ты уравновешивай; приведенное дело больше весит, чем грех, апельсины прикатились лаже корки пригодились... "Соловки - самая странная тюрьма в мире", - рассуждают герои.
Размышление: "Много мерзких сцен, создалось впечатление, что авторы просто наслаждаются, снимая это. Я понимаю, что лагерная жизнь - это не персики и цветущие лилии, это жизнь выживания, полная разврата, низости и тому подобное. Но я стал смотреть фильм только из-за того, что именно на Соловках был лагерь для заключенных, куда попадали не только преступники, но и духовенство".
Общий вывод: Александр Велединский снял один лучших своих фильмов. После "Географ глобус пропил" и "В Кейптаунском порту" эта лента войдет в копилку его выдающихся фильмов.
Я слышал, но это слухи, что сейчас он собирается экранизировать роман Сергея Шаргунова "93" о расстреле Белого Дома. Каждый труд благослови, удача!